Каждую среду мы рассказываем о том, как успешные люди боролись с депрессией
Топ-стилист мирового класса, президент международной ассоциации топ-стилистов Intercoiffure Mondial в Украине и владелица салона красоты Наташа Балабанова рассказала свою историю для социального проекта «На пути к успеху. Депрессия». Проект создан по инициативе PR-агентства Lavska Story в рамках корпоративно-социальной ответственности.
— Наташа, имея профессиональное мировое признание, вы как много работаете, так и очень много путешествуете. Создается впечатление, что вам не может быть близка тема депрессии? Но так ли это?
— Это очень обширная тема, которая интересует каждого в XXI веке. Ранее депрессия изучалась гораздо меньше. Все психологи говорят о том, что условия жизни, родители, проблемы детства, дефицит любви – это основной аспект, который закладывается в каждую индивидуальность. Если говорить о личном, то во мне всегда была часть, которая позволяла комфортно жить, даже со своими депрессивными нотами. Депрессия возникает по разным причинам: потеря работы, несчастная любовь, гнетущее чувство вины, желание закрыться и не общаться в социуме. Конечно, в моей жизни были депрессивные состояния, и уже начиная с детства.
— Чаще можно услышать, что депрессией страдают взрослые. Ваша история как-то связано с детской трамвай или что стало причиной?
— Меня воспитывала мама. Когда мне было 10 лет, отец оставил семью, потому что нашел другую женщину. И это оставило определенный отпечаток на моей жизни. Не могу сказать, что я ему не простила. Но это не отпускает. Словами трудно объяснить. Хотя я отца уважаю и ценю, но его отсутствие, которое уже никогда не вернуть, остается в моем сознании. Тот период очень сильно повлиял на меня как на личность. Но в жизни нормально выбирать ту среду, где ты влюблен, где тебе хорошо. Мы ломаем жизнь ребенка, потому что думаем о себе в частности. И этот момент повторился и в моей жизни. Через два года после рождения дочери мы с мужем развелись. Такие ситуации есть в жизни каждого и оставляют свой след.
— А как этот трудный период переживала ваша мама? У нее наблюдались депрессивные проявления?
— Да, у нее была сильная депрессия. Она очень страдала. Я думаю, что она до сих пор не вышла из этого состояния. Это был сильный удар. Каждый раз, когда мы проговариваем ситуацию, я чувствую ее разочарование. Очень важно простить, отпустить и жить дальше. Но она не смогла этого сделать, поэтому боль остается с ней. Я только теперь понимаю, как маме нужна любовь. Но если она живет только мной и своей внучкой, то это остаток депрессии, зависимость от любви. Все, что я могу сделать, это заполнить любовью те клетки, которые остались недолюбленными.
— Во взрослой жизни, кажется, мы становимся сильнее, но это не гарантирует постоянный покой в душе. Особенно это речь идет о людях, которые имеют большие достижения. Были ли у вас похожи состояния? С чем были связаны?
— С профессиональной деятельностью. Когда я переехала в Киев, встал вопрос дальнейшей моей творческой деятельности. К этому времени я получила образование, поработала и даже почти открыла свой салон. А в Киеве было трудно устроиться. Я снова задумалась, могу ли я, кроме парикмахерского дела, еще что-то создать. В тот период я находилась в депрессивном состоянии, так как целый год не могла устроиться по своей специальности. Это меня заставило задуматься о другой сфере деятельности.
— Как проявлялось ваше депрессивное состояние? Что помогло вам осознать, что пора действовать?
— Я плакала каждый день. Муж шел на работу, а я плакала. Я пыталась себя заполнить любым трудом: все переделала дома, перечитала, сделала ремонт. Но это не было спасением. Пока я не устроилась на работу. И тут я поняла, что должна продолжать свое дело, потому что моя работа нужна людям, я создаю красоту вокруг себя и могу быть полезной. Путь любви к себе лежит через интерес в тебе как в профессионале. Главное разобраться, что тебе интересно, в чем ты можешь быть интересным для своей семьи, общества. Если не настроить себя правильно, можно прожить достаточно банальную жизнь. Апатичность есть у каждого из нас, даже у самого оптимиста. Ты просыпаешься однажды утром, тебе не хочется делать физические упражнения, читать книгу, ухаживать за волосами. Ты просто позволяешь себе эту лень.
— Как ваша депрессия повлияла на отношения с близкими?
— Плохо повлияла. Я считала, что не существует в этом мире человека несчастнее меня. Постоянные слезы и зависть, что у моего мужа есть работа, общение. А потом я сказала себе, что все, точка, я иду и достигаю цели. Пожалуй, каждому человеку надо прежде спрятаться в свою раковину, чтобы набраться энергии, сил, проанализировать и определиться. В моей депрессии был страх того, что я забыла свое ремесло, потеряла навыки, творческие способности. И этот страх, возможно, мешал мне сделать смелый шаг. Но когда я начала работать, то почувствовала свою индивидуальность и свои силы. В меня поверили мои клиенты. И эта вера в меня, как в специалиста, снова вернула меня к моим амбициям. Я очень быстро забыла о своей депрессии благодаря тому, что включилась в работу.
— Ваше состояние было заметно окружающим? Где скрывалось зерно проблемы?
— Я думаю, что нет. Я очень глубоко прятала это. О моем состоянии знал только муж. Но я вообще не могу сильно убиваться, потому что в глубине души я оптимист. Моя депрессия была связана с тем, что я не была востребована как человек, способный что-то делать для общества. Мне важна самореализация. Выход творческой энергии. Я в себе это чувствовала. И это давление выливалось в ежедневные слезы.
— Такие сложные переживания в дальнейшем заставляют воспринимать профессиональные вызовы, возможно и не без страха, но немного иначе?
— Так сильно я никогда не плакала. Но была еще одна ситуация, которая могла бы вызвать депрессию. Когда у меня уже был свой салон, нам нужно было за неделю покинуть помещение. Ты понимаешь, что у тебя есть команда, клиенты, но нет площадки, где ты будешь продолжать свою профессиональную деятельность. Но учитывая свой предыдущий опыт, а также помощь друзей и мою открытость, я прошла этот путь легче, чем в первый раз.
— То есть вы искали поддержки у близких людей?
— Я считаю, что надо делиться своими переживаниями. Это может быть профессионал-психоаналитик, психолог или близкий человек – мама, папа, дети. Но если мы говорим о тяжелой формой депрессии, то друзья мало что подскажут, надо обращаться только к специалисту.
— А кто для вас является тем человеком, к которому вы обращаетесь в трудные периоды?
— Это мои книги. Я всегда интересовалась психологией, философией. Опыт философов давал мне ответы на вопросы: «Кто я?», «Что есть главное?», «Как найти свой путь?» или «На своем ли я месте?» Для меня в свое время стала открытием книга «120 философов» Таранова, где были короткие мысли людей, которые прошли тот же путь, и депрессию в частности. Мне было важно услышать «что делать, если». Например, Соломон говорил: «Все проходит, и это тоже пройдет». Жизнь настолько интересная, настолько разнообразна. Если ты откроешь дверь, выйдешь в парк, то природа может раскрыть для тебя этот мир по-другому. Но мы многое не успеваем замечать. Мы спешим, у нас много планов. Мы не замечаем даже депрессию. Социальный мир XXI века – конкуренция во всем. Кто красивее, кто более успешен, у кого больше лайков в Инстаграм – все это может стать причиной депрессии. Это так называемая гонка успешности, хотя на самом деле это темп жизни, который мы задаем. Поэтому важно найти свое место в жизни и сделать свою жизнь интересной, насыщенной.
Если мы успокоились на том, что мы нашли, это будет наша защитная кора от всех неприятностей. Если ты что-то не успел сделать сегодня, ничего страшного, это твоя жизнь, ты никуда не спешишь. С другой стороны, ты спешишь, потому что думаешь о возрасте. Но на каждом этапе жизни интересное по-своему: свои мысли, свое везение, своя прибыль. Не надо страдать, что ты что-то не успел сегодня, ты можешь сделать это завтра, если захочешь.
Источник: neboley.com.ua